Параллельное будущее
Проекты, присланные на международный конкурс "Вызов времени" имени Якова Чернихова, выглядят довольно непривычно. Представьте себе, что вы на своем автомобиле едете по крыше офиса, ныряете в паркинг-лифт - машина уезжает вниз, а вы успеваете на работу как раз вовремя. По окончании рабочего дня вы снова по крыше летите над суетой и пробками в соседний магазин... Это не утопия, как вы подумали: в прошедший вторник в Мосгордуме рассматривалось предложение немецких архитекторов и проектировщиков по строительству в Москве зданий с дорогами на крышах. Авторы уверены, что такое решение просто необходимо для мегаполиса, инфицированного пробками. Причем эти бессветофорные трассы будут безопасны, и шума от них не больше, чем от обычных лифтов. Тестовый участок, по некоторой информации, начнут возводить уже через год на юге столицы. Приглашенные на презентацию российские архитекторы и градостроители осторожничали: сначала надо бы все просчитать, подготовить очень подробную документацию, то да се... Представитель же столичного мэра рубанул без обиняков: это прорыв, это город будущего, и нужна только политическая воля, чтобы такие решения стали реальностью. Как известно, воли столичной мэрии не занимать. А потом, ей надо что-то делать с транспортным коллапсом, и она пока не знает что. И чем черт не шутит, может, уже через несколько лет взлетят ввысь дома-небоскребы, соединенные друг с другом сотнями многоярусных дорог... Сегодня даже отъявленные ретрограды уверены: города будущего будут отличаться от нынешних как небо и земля. Невооруженным взглядом видно, что мегаполисы и полисы, сформированные по градостроительным принципам прошлого века, перестают отвечать на вызовы реальной жизни, не в силах переваривать потоки машин и все большую концентрацию населения. Ни новые развязки, ни спальные районы, уходящие за горизонт, ни уплотнение застройки не решают проблемы - людям не становится в городе комфортнее. Это всего лишь "неотложка", а больной-то требует кардинального, системного лечения. Думает ли сегодня кто-то о концепциях городов будущего и в каком направлении движется эта мысль? Пациент скорее мертв На самом деле думают: социологи, ученые, управленцы и самая продвинутая часть мирового архитектурно-градостроительного сообщества, поскольку все они уверены в системном кризисе городов. Уверенность основана на статистике: сто лет назад горожане составляли всего 10% мирового населения, а к середине этого века, по прогнозам социологов, в городах будет обитать порядка 75% землян. Если учесть, что население планеты к тому времени может достигнуть 12 миллиардов человек, количество горожан впечатляет. При этом люди будут стремиться в крупные города, и очень скоро они сконцентрируются в мегаполисах - миллионов по 20 человек в одном месте. Что тогда?
В чем сила, брат? На фоне увеличения числа горожан специалисты наблюдают и феномен "убывающих городов": населенные пункты, большие и малые, "заточенные" когда-то под индустриальную эпоху, державшиеся на отдельных промышленных гигантах, сегодня пустеют. Например, плотность населения в Детройте в последние годы сокращалась на треть каждые десять лет. И такие тенденции есть во всех странах: даже высокая зарплата не может удержать в городе ту часть населения, которая обычно является его основой, - образованный и активный средний класс, высококвалифицированных работников. Известный в Европе специалист по изучению городских проблем англичанин Чарлз Лэндри объясняет это так: людям нечем заняться. Если у них нет чего-то объединяющего, даже если это банальная идея всегородской локальной сети, по которой решаются все местные проблемы и назначаются свидания, город пустеет. И не важно, что формально в небольшом городке есть все - клуб, библиотека, паб и так далее, это не удовлетворяет потребности населения. Есть хороший философский пример - история времен войны. На одном острове в океане американцы устроили военную базу. Местные жители видели, что люди в форме сидят в палатке, стучат железкой по дощечке свою азбуку Морзе и к ним прилетают самолеты, привозящие невиданные блага цивилизации - вкусную еду, виски, табак и одежду. Когда американцы ушли, жизнь на острове потеряла смысл. И тогда аборигены решили все возродить: поставили палатки, взяли дощечки и железки и стали стучать точно так же, как стучали американцы. Но самолеты не прилетали, вызывая растерянность у населения: почему не работает, ведь все сделано точно так же? Откуда им было знать про коммуникации, связь. А потом аборигены сели в пироги и поплыли искать американцев, остров опустел.
Современные молодые архитекторы пытаются уйти от гигантских сооружений - человек должен жить в уютных дворах среди деревьев.
И архитекторы, и социологи, конечно, ищут ответ на вопрос: почему города перестали быть комфортными и, главное, что с этим делать? Тот же Константин Доксиадис уверен, что одна из причин в том, что каждый специалист, занимающийся проблемой городов, видит объект со своей узкопрофессиональной точки зрения: архитекторы заняты формой, транспортники - дорогами, бизнес - наиболее выгодными проектами с точки зрения продаж. Более того, именно последнему сегодня подчинены законы развития городов. "Даже если новые идеи или концепции развития городов есть, их непросто двигать в мир, где в полном смысле слова правит коммерция", - считает знаменитый архитектор Заха Хадид. И все-таки есть места, где их можно увидеть. Это, как правило, крупные архитектурные биеннале и конкурсы.
В России до недавних пор ничего такого не было, только в этом году впервые прошел международный конкурс "Вызов времени" имени Якова Чернихова - архитектора-концептуалиста, который всю жизнь занимался тем, что генерировал на бумаге идеи развития архитектуры на сто лет вперед. Сегодня с его работ в полном смысле слова считываются силуэты современных городов. И смысл конкурса был не в том, чтобы показать суперпроекты для реализации, а найти принципиальные решения. Заметим, что подобного специального концептуального архитектурного смотра в мире не было, поэтому его взялись курировать чуть ли не все мировые архитектурные звезды. "Такие конкурсы нужны для молодых архитекторов, которые смогут создать идеи, предназначенные не для спешного и мгновенного воплощения в реальность, а для внесения вклада в культуру архитектуры через разработку сценариев ее развития, критично важных для архитекторов будущего", - объясняет свой интерес партнер Захи Хадид британец Патрик Шумахер.
У итальянцев из бюро "Догма" в основе города лежит принцип формирования ландшафта зданиями - здесь среду создает сама архитектура. Такой город может строиться где угодно, в нем нет таких понятий, как фасад или непарадная тыльная сторона зданий, нет основных или второстепенных подходов. Это города-лабиринты, где все элементы - дорожки, маленькие и большие площади, входы, конструкции - свободно распределяются по поверхности города, создавая тем самым ощущение, что все может происходить одновременно и повсюду. "Мы предлагаем создавать город пространств, а не улиц, город рамок, а не достопримечательностей", - декларируют авторы. В этом случае город представляет собой последовательность пространств, ограниченных стенами города. Стены - это крестообразные здания, представляющие собой основную пригодную для заселения архитектурную инфраструктуру. Подобно улицам, стены не являются конечной формой города, а играют роль определяющего начала - его исходными данными для формирования среды. Так, считают авторы, мы можем привести в порядок наши хаотичные города. Причем там, внутри квадрата, как в деревне, знакома будет каждая кошка. Кстати, в конкурсе победили эти итальянцы, но с концепцией "Города новых якобинцев" - людей, объединенных идеями свободы-равенства-братства и живущих на кладбище. Мне это напомнило идеи общежития 30х годов, но, видимо, не всем дано понять продвинутые концепции. Андрей Чернихов, президент фонда Якова Чернихова, объясняет: "Концепция - это не руководство к действию, это идея, реальность же будет лежать где-то посередине". Георгий Станишев, вице-президент фонда, добавляет: "Догма" - одна из немногих, кто дал возможность оглянуться и выстроить фундамент, на котором может состояться архитектура завтрашнего дня. Архитекторы Аурели и Таттара стремятся расширить свободу человека. Ту коммерческую и потребительскую свободу, которая существует сегодня, они рассматривают как определенную степень зависимости и рабства. И хотят сделать пространство скорее коллективным, чем частным". Так что же, не будет небоскребов и летающих дорог? Похоже, мир склоняется к тому, что надо засунуть все инженерные и транспортные коммуникации под землю, чтобы с бешеной скоростью преодолевать расстояния, избавиться от гигантомании сооружений на поверхности и жить среди деревьев в уютных дворах, общаться с соседями и лелеять исторические и национальные традиции. Свежо. В начале конца Видимо, такой подход к архитектуре и устройству городов и в самом деле революционен для западных специалистов, угнетенных коммерческой реальностью. Но зачем нам эти фантастические концепты, если мы почти повсеместно так и живем, разве что не имеем подземных коммуникаций и креативных объединяющих идей для малых городов? А затем, говорят наши специалисты, что скоро вся эта благодать закончится: мы долго по инерции строили города по правилам, оставшимся нам с советских времен. Тогда в стране была сильная градостроительная школа, поскольку существовала четкая идеология урбанизации страны. Пусть с политическими перекосами, но очень профессиональная. Только в последние годы на первый план вышли интересы бизнеса. Об этой тенденции, особенно очевидной в столице, Дэйан Суджик, куратор прошлой Венецианской биеннале, говорит: "Москва - город, в котором везде развернуто строительство, и из-за этого он, кажется, теряет свою историю и свои традиции. Но архитектура - не просто поглощение изображений, она требует серьезных размышлений". Но размышлять уже почти некому: исчезли практически все градостроительные НИИ, государственная система управления разрушена, а по новому Градостроительному кодексу городам уже совсем не обязательно иметь даже своих главных архитекторов. По словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, кодекс переворачивает все с ног на голову, подчиняя такие вопросы, как комфортность проживания людей, сохранение исторической среды, планировку и инфраструктуру, земельно-имущественным вопросам. Заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН Марк Вильнер прогнозирует быстрый рост градостроительных ошибок и потерю реального контроля государства в вопросах регулирования пользования территорий. Достаточно пожить в таком режиме лет пять - десять, и коммерческие здания, богатые дома - все, из чего можно делать деньги, - подвинут рядовое население на окраины. А рост цен на аренду и недвижимость только ускорит социальную дифференциацию общества. И мы получим то, с чем сегодня уже столкнулось западное общество, - города, в которых трудно жить и быть счастливыми. Европа сегодня понимает, что действия городских властей заключаются не только в привлечении инвестиций под новые объекты или расширение транспортных сетей, а в том, чтобы заново связать городские объекты с социальной, культурной и экономической структурой жизни. Может быть, именно поэтому в "Вызове времени" участвовали в основном иностранцы, уже обалдевшие от реальности? И не важно на самом деле, как именно будут выглядеть города будущего, важно, по какому принципу они будут работать на людей. Источник: ProtoART
|
Статьи по дизайну интерьера, разработке дизайн-проектов - Комплексный подход к оборудованию офиса - Параллельное будущее: какими видят эти города будущего современные архитекторы - Квадратные метры решают все - Эргономика рабочего места - Офисное пространство и его оптимизация - Планирование офисного пространства с помощью офисных перегородок |