офисная мебель.

Квадратные метры решают все Еще какие-то полтора десятка лет назад мы, от души веселясь во время ежегодного праздничного просмотра "Иронии судьбы", скептически шутили на тему двух непреложных истин нашей недавней истории. Первая истина заключалась в том, до какой же степени испортил нас пресловутый "квартирный вопрос", в результате чего мы готовы впасть в состояние счастливой эйфории по поводу каждого лишнего квадратного метра в типовой квартире типового дома с типовой отделкой, и именно в этом самом квадратном метре многие из нас видели ту самую главную цель всей жизни, к достижении которой шли годами в тяжкой борьбе. Вторая истина заключалась в том, что в результате всей этой борьбы, наконец-таки обретя эти самые вожделенные типовые квадратные метры, мы тем не менее продолжали ощущать состояние некоего дискомфорта, стараясь опять же компенсировать его новой борьбой за обладание типовыми мебельными гарнитурами и предметами интерьера.

Сегодня появление подобных кинокартин невозможно по одной единственной причине, которая сформулирована в известной рекламной фразе: "Ваша жизнь серая и скучная? Но все меняется, когда приходят ОНИ". И мы добавляем: "Их Величество ДИЗАЙНЕРЫ интерьера". Они пришли и совершили революцию. Надо отметить, что предпосылками этой революции послужили первый застекленный балкон и, наверное, двухъярусная кровать. Некоторые "тайные бунтари" осмеливались даже устанавливать в квартирах несанкционированные и не обозначенные в планах БТИ межкомнатные перегородки, потому что до такой степени соскучился народ по отдельному своему личному "углу", где можно закрыться от всех остальных многочисленных членов семьи, проживающих в той же квартире. Мы прекрасно помним, что любые общие пространства, проходные или смежные комнаты, даже совместные санузлы считались большим недостатком, от которого старались по возможности избавиться. Пожалуй, на этом чудеса архитектурного творчества по реорганизации пространства наших квартир в "додизайнерский" период истории нашей страны заканчивались, ибо это было чревато серьезными проблемами с жилищно-эксплуатационными органами.

Дизайн интерьера предполагает полную свободу творчества. Свободная архитектура идет дальше и отвергает понятие "типовой" квартиры, дома, любого помещения. Строятся современные монолитно-кирпичные дома, в которых полностью отсутствуют межкомнатные перегородки. Каждому обладателю новой квартиры хочется выделиться и продемонстрировать индивидуальность своего жилища, причем эта мода на индивидуальность непосредственным образом касается и типовых квартир в типовых домах. Оказывается, существует масса возможностей даже из предварительно распланированного и утвержденного типового проекта квартиры интересный, красивый, индивидуальный и уникальный интерьер.

Вернемся к нашим квадратным метрам. Самой большой заслугой дизайнеров интерьера можно считать, наверное, даже не оформление пространства квартиры светом, цветом, мебелью и аксессуарами в целях создания размерных иллюзий и получения эстетического удовольствия, хотя важности этих критериев никто не умаляет. Мы бы хотели привлечь ваше внимание к другому достижению дизайнерской мысли, которое совершило прорыв в теории организации пространства: по воле творца метр перестал быть квадратным. Одновременно он перестал быть и линейным (рис.1). Прямые углы остались только снаружи, и то не везде (но в типовых домах остались), а такие геометрические формы, как круг, овал и треугольник позволили открыть новую веху в развитии проектирования интерьеров, которая и получила название перепланировки.
дизайн интерьера
(рис.1)
Поначалу перепланировкой называли любой перенос стены или перегородки, возведение новой или, как наиболее прогрессивный вариант, выделение в квартире места под "кладовую" или гардеробную там, где оно не предусмотрено проектом дома. Такие работы считались чуть ли не инновационными, потому что их результаты в корне меняли впечатление от видоизмененного помещения.

Однокомнатная квартира - это чудо жилищного строительства, поражающее своей многофункциональностью. Живя в однокомнатных квартирах, люди, с одной стороны, имеют все необходимое для жилья, а с другой, испытывают острейший дефицит квадратных метров, поэтому готовы пойти на любые ухищрения, чтобы использовать не то чтобы метр - каждый сантиметр "площади", причем во всех трех его измерениях. Вообще если подробно остановиться на однокомнатных квартирах и проанализировать, что с ними вытворяют современные дизайнеры, то именно в них и можно обнаружить все возможные приемы перепланировок, которые сейчас существуют в принципе. Поэтому с легкой руки дизайнеров как раз именно в однокомнатной квартире должна была зародиться первая мысль об отрицании всеобщей "квадратности" и "прямоугольности" (рис.1, рис.2, рис.3).
дизайн интерьера
(рис.2)
дизайн интерьера
(рис.3)
На наш взгляд, существуют три самых больших сложности при любой перепланировке - это привязка к окнам, невозможность свободно переносить санузел и существенные ограничения при изменении несущих стен. И если две последние относятся к категоричным запретам, которые мы принимаем, не обсуждая, то первая - это вопрос важнейшего приоритета проживания, ради которого мы и затеваем всю работу, начиная с поиска квартиры, и заканчивая ее перепланировкой, - вопрос нашего личного комфорта и здоровья. Мы не живем в комнатах без окон.

При этом нам необходимо из однокомнатной квартиры с двумя окнами и линейно-квадратной планировкой сотворить жилище, в котором будет выделена зона приготовления и приема пищи, отдыха и сна, работы, приема гостей, системы хранения, удобный санузел, и чтобы все эти удовольствия поместились на площади до 45 квадратных метров? (рис.4, рис.5) Очень многое зависит от того, проживает ли в квартире семья, допустим, с детьми (к сожалению, в наших однокомнатных квартирах это обычное явление), или же один человек.
дизайн интерьера
(рис.4)
дизайн интерьера
(рис.5)
Такие "одинокие" квартиры получили распространенное название квартир-студий, и характеризуются они главным образом отсутствием капитальной стены между гостиной и кухней, а также обилие свободного пространства, зонируемого преимущественно при помощи дизайна интерьера, а не строительных приемов.
дизайн интерьера
(рис.6)
дизайн интерьера
(рис.7)
Надо отметить, что тенденция объединения нескольких небольших помещений в одно большое, - это вообще своеобразная отличительная черта современности, и если раньше понятие "смежные комнаты" (и совмещенные санузлы) указывало на недостаток квартиры и отрицательно влияло на ее привлекательность, то сегодня комнаты намеренно делают смежными, чтобы квартира казалась больше, просторнее и чтобы не появилось соблазнов, как мы любили раньше, заставить ее мебелью по периметру всех многочисленных стен и перегородок (рис.8). Из санузлов же создают полноценные "комнаты отдыха" как можно большей площади по образцу западных гостиничных номеров VIP-класса (рис.9, рис.10).
дизайн интерьера
(рис.8)
дизайн интерьера
(рис.9)
Как показывает наш собственный опыт и мониторинг существующих и реализованных проектов, можно выделить несколько проверенных и повторяющихся способов перепланировки, радикальным образом преобразующих традиционные помещения и привносящих в них новый функциональный смысл.

Во-первых, это столь горячо восхваляемое нами выше использование нетрадиционных геометрических форм: радиусов и диагоналей. Комнаты становятся остроугольными, круглыми, овальными - это позволяет извлекать максимальную выгоду из каждой единицы полезной площади, расположенной как по периметру помещения, так и в его центре. Перегородками (как стационарными - стенами из пеноблоков или гипсокартона, так и раздвижными) выделяются гардеробные комнаты неправильных форм, спальни (очень громко сказано) и санузлы.

Во-вторых, прямым следствием подобных преобразований является перенос целых помещений: кухня оказывается в центре квартиры, а ванная комната вдруг приобретает окно (рис.10). Некоторые дизайнеры идут на "крайние меры" и предлагают перенести кухню на место гардеробной комнаты (рис.11).
дизайн интерьера
(рис.10)
дизайн интерьера
(рис.11)
В-третьих, сейчас очень актуально расширять полезную площадь комнаты за счет площади лоджии, избавляясь от стены с окном и балконной дверью (рис.12, рис.13). В результате комната действительно увеличивается на лишние 3-4 квадратных метра, и это очень заметно, тем более, что такую площадь имеют среднестатистические санузлы в типовых домах. Но подобные преобразования влекут за собой и значительные сложности с переносом отопления и вообще обеспечением температурного режима в комнате, потому что балкон или лоджия - это все-таки не эркер, у них другое предназначение, другие технологии строительства, это внешние вспомогательные помещения. Многие дизайнеры выносят на объединенные лоджии так называемые рабочие места, в том числе и детские. В проекте все это получается очень красиво, рационально и удобно, но в жизни мы бы не стали рекомендовать подвергать здоровье риску, учитывая, что за рабочим местом (компьютерным столом) проводится достаточно много времени, а поддерживать надлежащий климат и избежать сквозняков, особенно зимой, в типовых домах со стандартными лоджиями очень сложно. Если же балкон находится на кухне, на которой часто и много готовят и которую используют как столовую, то есть проводят на ней много времени, то в его перепланировке может быть разумный смысл, потому что это будет не только присоединение дополнительных квадратных метров, но и возможности для вентиляции.
дизайн интерьера
(рис.12)
дизайн интерьера
(рис.13)
Рассматривая квартиры двухкомнатные, основное внимание можно сконцентрировать на двух интересных моментах. Выбирая квартиру, каждый из нас непроизвольно склоняется в сторону варианта, называемого в просторечии "распашонкой" - планировкой, при которой окна квартиры выходят на обе стороны дома. Площадь такой квартиры по сравнению с ее типовой альтернативой - "линейной" - больше, но как ни странно, возможностей для перепланировки у нее очень ограниченное количество. Квартира же "линейная" по своему принципу напоминает однокомнатную, только с одним лишним окном, и при этом пространство внутри квартиры позволяет осуществлять с ним весьма интересные манипуляции.

Прием активного использования окружностей, впервые нашедший свое применение в больших квартирах элитного сегмента (свыше 150 м2), сейчас широко распространился и на скромные линейные "двушки", площадь которых составляет около 55-65 м2 в типовых домах (рис.14). Стандартная квартира становится индивидуальной, и человек в таком интерьере чувствует себя так, как будто он проживает в доме свободной планировки бизнес-класса. Ведь если рассуждать совсем абстрактно, не привязываясь к кодировке дома, начинающейся на букву "П", а не на букву "И", свободное пространство жилого помещения дома категории "И" (индивидуальный проект) предполагает точно такую же работу дизайнера-проектировщика по размещению перегородок, формированию комнат основных и вспомогательных, кухни и санузла. И, как мы уже выяснили на примере однокомнатных квартир, при помощи диагоналей, нестандартных углов и окружностей можно расположить все эти помещения таким образом, что, во-первых, для всего необходимого найдется место, а во-вторых, сам интерьер преобразуется до неузнаваемости (рис.15).
дизайн интерьера
(рис.14)
дизайн интерьера
(рис.15)
Вариант "квартиры-студии" в ее двухкомнатном варианте: ванная комната явно привилегированна по отношению к кухне (рис.16), которая на этот раз объединена не с гостиной, а с холлом и прихожей. Как видно из примера, тенденция отказа от окна в кухне весьма актуальна не только в тех квартирах, в которых зачастую нет другого выхода для поиска и выделения особого "еще одного" помещения. При этом в квартире спроектирована просторная гостиная с довольно большим метражом для хранения (гардеробная или система шкафов). Будем считать этот перепланировочный прием символом новой расстановки приоритетов, потому что к нему прибегают даже в труднодоступных для строительных перемен двушках-"распашонках".
дизайн интерьера
(рис.16)
дизайн интерьера
(рис.17)
Как видно из примеров, линейная "двушка" - это еще своего рода промежуточный этап между квартирой индивидуальной и квартирой семейной. Что же касается так сильно любимых нами "распашонок", то будь они двух- или трехкомнатными, справедливо относятся к традиционному семейному жилью, в котором могут проживать даже несколько поколений, включая бабушек и внуков. Здесь опять остро встает вопрос поиска лишних метров, а именно выделения отдельных помещений уже не для функционального использования (гардеробная, рабочее место, столовая, кладовая), а для проживания в них членов семьи, и в первую очередь детей.

Детские комнаты часто размещаются на кухнях, а последние, вновь приносимые в жертву перепланировке, располагаются по соседству с гостиной.
дизайн интерьера
(рис.18)
При перепланировке "распашонки" приходится в первую очередь отказываться от ее самого главного достоинства - изолированности всех помещений - в пользу наиболее оптимального и функционального их расположения. Ничего принципиально творчески нового и радикально инновационного в таких квартирах уже придумать невозможно, потому что это технически невозможно исполнить. Приходится аккумулировать накопленные знания, систематизировать их и воплощать в жизнь: лоджии, диагонали, круги, тупые углы. А если не хватает окон, то почему бы не установить перегородку так, чтобы разбить одно окно на две части (рис.19):
дизайн интерьера
(рис.19)
дизайн интерьера
(рис.20)
В типовых трехкомнатных квартирах у нас появляется еще одно новое помещение, которое частично присутствует в некоторых двухкомнатных, но не столь масштабно - это холл, достаточно большое пустующее проходное пространство непонятного назначения без окон. По крайней мере, таковым оно считалось до недавнего времени, пока дизайнеры не взяли инициативу в свои руки и не навели порядок, ликвидировав такое несправедливое и неуважительное мнение людей о холле.

Оказывается, при помощи перепланировки холла можно расширить гостиную, сделать дополнительный санузел, расположить библиотеку или другую систему хранения (рис.22).
дизайн интерьера
(рис.21)
дизайн интерьера
(рис.22)
Как видно из примеров, трехкомнатные квартиры объединяют в себе охват пространственных возможностей линейных "двушек" и дополнительные квадратные метры "распашонок". Таким образом, мы наконец-то вольны преобразовать количество в качество именно так, как нам подсказывают наши вкусовые и эмоциональные ощущения и пристрастия (рис.23, рис.24).
дизайн интерьера
(рис.23)
дизайн интерьера
(рис.24)
В нашей статье мы рассмотрели только наиболее распространенные варианты типовых квартир современных панельных домов. Мы намеренно не стали углубляться в детали множества альтернатив других серийных зданий, главным образом советского периода, потому что сложно продемонстрировать какие-то универсальные приемы перепланировок на исключительных примерах как с точки зрения технической, так и из соображений рациональных потребностей проживающих в таких квартирах людей.

Да и собственно любым радикальным перепланировкам, как мы уже отметили, положили начало дизайнеры интерьеров того времени, в которое именно показанные нами типовые дома вводились в массовую застройку спальных районов.

В статье использованы материалы издания "Идеи для Вашего дома".

Автор: Елена Красильникова


Статьи по дизайну интерьера, разработке дизайн-проектов
- Комплексный подход к оборудованию офиса
- Параллельное будущее: какими видят эти города будущего современные архитекторы
- Квадратные метры решают все
- Эргономика рабочего места
- Офисное пространство и его оптимизация
- Планирование офисного пространства с помощью офисных перегородок